Сграффито — эволюция в декоративной отделке стен

Сграффито

Сегодня существует вид декоративной отделки стен, который практически не изменился со времени своего появления. Это резьба по сырой штукатурке — сграффито, который эволюционно возник после наскальной живописи. С тех пор появились новые красители, но состав штукатурки, инструмент и полностью ручная технология нанесения рисунка остались прежними. Даже такие не менее древние виды декора, как фреска и мозаика, в наше время применяются чаще в оцифрованном виде с использованием компьютерных методов обработки изображения и его переноса на основу в заводских условиях. Речь идет о цифровой фреске на флизелиновом полотне и готовых мозаичных наборах, нанесенных на бумажную подложку. По консервативности сграффито сравним только с венецианской штукатуркой.

Технология и алгоритм

Суть метода заключается в нанесении нескольких слоев штукатурки (обычно до 5), окрашенных в разные цвета. Прорезая острым ножом верхние слои на определенную глубину, получают цветную линию, а удалив часть слоев, — участок рисунка необходимого цвета. Можно сказать, что все искусство заключается в том, чтобы просто убрать лишнее. Простейший рисунок возможно выполнить двумя цветами, к примеру, черно-белый портрет Циолковского в музее космонавтики в Калуге.

На подготовленную загрунтованную поверхность наносят накрывочный слой и тщательно выравнивают его. Это будет основой всего сграффито, то есть нижним цветом. Его самая большая толщина не менее 5 мм. Второй и третий слои выполняют толщиной не более 2–3 мм. Четвертый и пятый слои делают самыми тонкими до 1 мм, чаще всего для этого используют малярную кисть, а консистенцию штукатурки доводят до состояния «молочка».

Суммарная толщина всех слоев должна соответствовать толщине обычной штукатурки на соседних участках стены. Интервал по времени между слоями для известковой штукатурки составляет 30–40 минут, а время на выполнения рисунка ограничено 5–6 часами после начала работ, поэтому чем больше слоев, тем меньше его остается для «художественной» части.

Для того чтобы линии рисунка получились четкими, а цвет красителя не искажался, песок в составе штукатурки должен быть очень мелким и белым. Первый и второй слой после нанесения выравнивают, но не затирают. Затирают третий (верхний) слой даже в случае нанесения кистью последующих слоев, но это действие уже можно рассматривать как окрашивание поверхности. После того как верхний слой «схватился», приступают к выполнению рисунка.

При несложном орнаменте или рисунке, с небольшим количеством деталей и цветов, можно выполнять его сразу от руки. В противном случае используют трафареты, изготовленные из плотной бумаги или картона, пропитанных олифой, так они не прилипают и не раскисают от влажной штукатурки. Трафарет имеет точечный контур рисунка, набитый шилом или иглой, причем чем мельче детали, тем меньше шаг просечки. Подушечкой из марли с мелом или цветным пигментом внутри «штампуют» через трафарет контур рисунка. Затем по контуру прорезают тонким ножом линии до определенной глубины. Таким образом получают цветной рисунок по штукатурке, его можно назвать углубленным рельефом. Для получения выпуклого рельефа делают выборку части слоев, начиная с нижнего цвета.

Существует третий способ работы с цветной штукатуркой — имитация сграффито. В нем тоже используют цветные растворы, но их наносят не полностью слоями, а через трафареты частями. Для каждого цвета и элемента применяют свой трафарет определенной толщины. По сути, метод заключается не в выборке лишнего слоя части раствора, а в нанесении нужного количества в определенном месте. Визуальный эффект получается такой же, как в классическом сграффито с выпуклым рельефом.