Экспертиза проектной документации: что нового?

Что нового в работе экспертизы проектной документации?

Есть несколько важных моментов, касающихся новых услуг, контроля за качеством работы экспертизы проектной документации и изменений в законодательстве.

Услуга экспертиз — Экспертное сопровождение проектной документации

Если раньше были корректировки проектной документации, то теперь их не будет, т.к. появилось понятие «экспертное сопровождение» с годовой подпиской. Заказчик, выбирая годовую подписку (+ примерно 30% от первоначальной цены) , теперь может в течение срока подписки неограниченное количество раз менять проектное решение. В свою очередь, субподрядные организации также должны вместе с заказчиком переделывать свои разделы проектной документации, а экспертиза — переписывать заключение столько раз, сколько меняется проектная документация. Таким образом, работы у экспертов и проектировщиков становится в разы больше работы за одну и ту же цену. Государственные экспертизы теперь обязаны сопровождать годовую подписку, негосударственные — по желанию. В большинстве случаев заказчики выбирают теперь именно экспертизы, которые предоставляют услуги экспертного сопровождения. Очевидно, что это приведёт к снижению количества экспертиз, т.к. мелкие экспертизы не смогут выдержать конкуренцию, т.к. не смогут работать за бесплатно. При этом нагрузка на остальные экспертизы значительно возрастёт, что очень усложнит ситуацию прохождения экспертиз проектной документации.

Среди основных услуг экспертиз проектной документации можно выделить:
1. Экспертиза соответствия проектной документации нормам и стандартам.** Проверка проектов на соответствие актуальным строительным нормам, правилам и стандартам, включая экологические и энергетические требования.
2. Техническая экспертиза.** Оценка качества проектных решений, анализ надежности и долговечности предлагаемых конструкций, оборудования и материалов.
3. Экологическая экспертиза.** Оценка воздействия планируемого строительства на окружающую среду, разработка рекомендаций по минимизации этого воздействия и выполнение требований устойчивого развития.
4. Экспертиза соответствия проекта градостроительным регламентам.** Проверка соответствия расположения, параметров застройки, планировки и других ключевых элементов проекта установленным градостроительным требованиям и правилам.
5. Экспертиза противопожарной безопасности.** Анализ проектной документации на предмет соответствия требованиям пожарной безопасности, включая оценку систем пожаротушения, эвакуации и предупреждения.
6. Анализ экономической эффективности проектных решений.** Оценка соотношения предполагаемых затрат на реализацию проекта и ожидаемой эффективности его использования.
7. Предоставление рекомендаций по совершенствованию проекта.** На основании проведенной экспертизы специалисты могут предложить изменения или дополнения к проекту, направленные на повышение его качества и снижение рисков.
8. Экспертиза инженерных изысканий.** Проверка достоверности данных, полученных в ходе инженерных изысканий, используемых при проектировании.
Этот спектр услуг отличается высокой востребованностью на всех этапах реализации строительных проектов, обеспечивая их соответствие актуальным требованиям и высокую качественную реализацию.

Кроме вышеупомянутых услуг, в сферу экспертизы проектной документации также входят дополнительные услуги, которые охватывают более специализированные аспекты или новые потребности рынка. К таким услугам можно отнести:

1. BIM-экспертиза.** С использованием технологий Building Information Modeling проводится анализ модели строительства на всех этапах проекта – от концепции до эксплуатации объекта. Это позволяет выявлять потенциальные проблемы в проекте еще на ранних стадиях.
2. Аудит доступности для инвалидов.** Экспертиза проекта на соответствие требованиям обеспечения безбарьерной среды для людей с ограниченными физическими возможностями.
3. Акустическая экспертиза.** Оценка уровней шума, их источников и распространения в проектируемом объекте, а также разработка решений для создания оптимальных условий пребывания людей.
4. Сейсмическая экспертиза.** Анализ устойчивости и безопасности зданий и сооружений в условиях возможных землетрясений, включая проверку соответствия проектных решений нормам сейсмостойкости.
5. Энергетический аудит.** Оценка энергоэффективности проектных решений и систем жизнеобеспечения объекта, с целью идентификации возможностей для экономии энергоресурсов и повышения энергетической эффективности.
6. Юридическая экспертиза документации.** Анализ правовых аспектов проектной и разрешительной документации, включая проверку прав собственности на землю, лицензий и других юридически значимых факторов.
7. Экспертиза проектной документации на предмет внедрения инновационных технологий и материалов.** Особое внимание уделяется новым строительным материалам и технологиям, которые могут повысить качество и эксплуатационные характеристики будущего объекта.
Эти и другие специализированные услуги позволяют глубже и комплексно проанализировать проектную документацию, обеспечивая высокий уровень безопасности, комфорта и устойчивости будущих строительных объектов.

Ужесточён контроль за работой экспертиз проектной документации

Раньше ЕГРЗ проверяла только комплектность документов, выданные экспертизами заключения не проверяли. Теперь заключения экспертов будут проверяться в обязательном порядке на предмет корректности, соответствия ТЭП в проектной документации, наличие корректно заключённых договоров и технических условий.

Изменения законодательства (экспертиза проектной документации)

Постановление правительства от 31.12.2019 №1948 о внесении изменений в некоторые акты правительства РФ и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений правительства РФ, вступающее в силу с 17.01.2020.

Изменения Государственной экологической экспертизы с 1 января 2019 года ФЗ №496 о внесении изменений в законы об экологической экспертизе и охраны окружающей среды был опубликован в конце декабря и с 1 января 2019 года вступил в действие.
Важное изменение в законодательстве, касающееся проведения инженерно-экологических изысканий и составления экологической документации, произошло в конце 2018 года. Был принят закон №496-ФЗ, изменивший некоторые важные пункты законов «Об окружающей среде» и «Об экологической экспертизе». В зоне Арктики все объекты заказчика не получат разрешение на строительство, пока не пройдут экологическую экспертизу. Прохождение государственной экологической экспертизы обязательно для следующих объектов: объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду I,II, III и IV категорий.

Постановление Правительства РФ от 28 сентября 2015года № 1029 «Об утверждении критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I,II, III и IV категорий. Правительство РФ постановляет: утвердить прилагаемые критерии отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I,II,III и IV категорий.

Статья 49 Градостроительного кодекса РФ: для каких объектов не требуется прохождение экспертизы проектной документации (последние изменения):
• объекты индивидуального жилищного строительства, садовые дома (п.1 в ред.ФЗ от 03.08.2018 №340-ФЗ);
• жилые дома с количеством этажей не более трёх, состоящие из нескольких блоков, количество которых не превышает 10 и каждый из которых предназначен для одной семьи, имеет общую стену (стены) без проёмов с соседним блоком (блоками), расположен на отдельном земельном участке и имеет выход на территорию общего пользования, в случае, если строительство и реконструкция таких жилых домов осуществляется без привлечения средств бюджетной системы Российской Федерации (в ред. ФЗ от 29.12.2015 № 402-ФЗ). Другое малоэтажное строительство идёт в экспертизу проектной документации;
• отдельно стоящие объекты капитального строительства с количеством этажей не более двух, общая площадь которых составляет не более 1500 кв.м. и которые не предназначены для проживания граждан и осуществления производственной деятельности, за исключением объектов, которые в соответствии со статьей 48.1 Градостроительного Кодекса РФ являются особо опасными, технически сложными или уникальными объектами (в ред. ФЗ от 04.12.2007 № 324-ФЗ);
• отдельно стоящие объекты капитального строительства с количеством этажей не более двух, общая площадь которых составляет не более 1500 кв.м., которые предназначены для осуществления производственной деятельности и для которых не требуется установление санитарно-защитных зон или для которых в пределах границ земельного участка, на которых расположены такие объекты, установлены СЗЗ или требуется установление СЗЗ за исключением объектов, которые в соответствии со статьей 48.1 Градостроительного Кодекса являются особо опасными, технически сложными или уникальными (в ред. ФЗ от 04.12.2007 №324-ФЗ)
• буровые скважины.

283 ФЗ от 2019 года внёс изменения в п.49 ст.Градостроительного Кодекса в часть об объектах, которые должны проходить обязательную государственную экспертизу. Это проектная документация и результаты инженерных изысканий, выполненных для следующих объектов:
• организация и проведение государственной экспертизы проектной документации объектов, строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять на территориях двух или более субъектов РФ (включая осуществляемую на территории одного субъекта РФ реконструкцию объектов, расположенных на территориях двух и более субъектов РФ), посольств, консульств и представительств РФ за рубежом, в исключительной экономической зоне РФ, на континентальном шельфе РФ, во внутренних морских водах, в территориальном море РФ, объектов обороны и безопасности иных объектов, сведения о которых составляют государственную тайну, автомобильных дорог федерального значения, объектов капитального строительства инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования и объектов капитального строительства инфраструктуры воздушного транспорта (в случае строительства данных объектов в рамках концессионного соглашения или иных соглашений, предусматривающих возникновение права собственности РФ на данные объекты, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) федерального значения (в случае, если при проведении работ по сохранению объекта культурного наследия федерального значения затрагиваются конструктивные и другие характеристики надёжности и безопасности такого объекта), указанных в статье 48.1 настоящего Кодекса особо опасных, технически сложных и уникальных объектов размещения отходов изысканий, выполняемых для подготовки проектной документации указанных в настоящем пункте объектов.
• Объекты, сметная стоимость строительства, реконструкции, капитального ремонта которых в соответствии с требованиями Кодекса подлежит проверке на предмет достоверности ее определения, за исключением случаев строительства, реконструкции, капитального ремонта линейных объектов и сооружений на них для выполнения мероприятий по подключению (технологическому присоединению) объектов капитального строительства к сетям газораспределения;
• Объекты культурного наследия регионального и местного значения (в случае, если при проведении работ по сохранению объекта культурного наследия регионального или местного значения затрагиваются конструктивные и другие характеристики надёжности и безопасности указанного объекта)
• объекты, строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять в границах особо охраняемых природных территорий
• объекты размещения отходов, объекты обезвреживания отходов (часть 3.4 в ред. ФЗ от 02.08.2019 № 283-ФЗ)
• п.3.5 — 3.7 утратили силу (ФЗ от 03.08.2018 № 342-ФЗ)
Когда требуется повторная экспертиза проектной документации?
при всех изменениях в проектной документации за исключением п.3.8 ст 49 Градостроительного Кодекса РФ.

На какие объекты необходимо устанавливать санитарно-защитную зону (СЗЗ)?

С 1 января 2020 года в обязательном порядке для каждого объекта негативного воздействия с 1 по 4 категории запрашивается проект СЗЗ, прошедший экспертизу ФБУЗ и Роспотребнадзор. Без этого нельзя пройти экспертизу и начать строительство.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *